Досудебное урегулирование налоговых споров Юридические консультации в Омске Составление возражений Досудебное урегулирование споров Заполнение налоговых деклараций Подготовка договоров
Защита российского бизнеса и граждан от незаконных действий налоговых органов

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. Специализация в области урегулирования налоговых споров;

3. Безупречная деловая репутация;

4. Качественное оказание услуг;

5. Представление интересов налогоплательщиков в любых городах России

Федеральной налоговой службой (ФНС России) введено новшество в порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков на досудебном этапе обжалования.

С 2021 года налогоплательщик по ходатайству сможет принять участие в заседании по рассмотрению поданной им в налоговый орган жалобы посредством видео-конференц связи. Но существуют и некоторые ограничения, которые не позволят налогоплательщику присутствовать на рассмотрении жалобы. Окончательное решение о допуске налогоплательщика в он-лайн режиме к рассмотрению его жалобы будет принимать налоговый орган. Кроме того должна быть обеспечена техническая возможность для проведения подобных он-лайн заседаний, так как не в каждой инспекции имеется в наличии необходимое оборудование.   

В связи с этим на своем сайте: nalog.ru, ФНС России выложила перечень налоговых органов, в которых реализована возможность рассмотрения жалоб по видео-конференц-связи, т.е. перечень налоговых органов, в которых возможно дистанционное участие. Указанный перечень будет периодически обновляться на сайте налоговой службы.

Данный список позволит налогоплательщику выбрать ближайший из налоговых органов, где он сможет присутствовать в рамках процесса рассмотрения жалобы, вне зависимости от места нахождения налогового органа, в котором жалоба будет рассматриваться»

Соответственно налогоплательщик сможет выбрать из списка более удобную для него по дислокации инспекцию из списка и оттуда принять участие в видео-конференц-связи. 


Начиная с 1 июля 2021г., прежде чем направить декларацию своей организации в налоговую инспекцию, удостоверьтесь, что в ЕГРЮЛ нет записей о недостоверности данных о директоре, так как теперь налоговому органу предоставлено право отказывать плательщикам в принятии любых декларации или расчетов, если они установят хотя бы одно обстоятельство из нижеперечисленных:

документы подписало неуполномоченное лицо, отчет подписал дисквалифицированный директор;, по сведениям ЗАГС подписант признан умершим,  ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности данных в отношении директора или об исключении фирмы из реестра, а ИП – из ЕГРИП.

К налоговой декларации или расчету обязательно следует прикладывать копию документа, который подтверждает полномочия представителя на подписание отчета (в электронной форме с усиленной квалифицированной ЭП доверителя).

Правила установлены Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее - Закон), который изменил статью 80 Налогового кодекса РФ, а именно были добавлены новые пункты 4.1 и 4.2.

По закону ИФНС обязана сообщить плательщику о том, что декларация не предоставлена, максимум через пять дней после того, как обнаружит одно из перечисленных обстоятельств. Форму и формат уведомления о признании декларации непредставленной должна увидеть ФНС России. Но пока приказа нет, камеральную проверку отчетности «с пороком» прекратят в день, когда отправят сообщение, а если это уточнённая декларация, то продолжат проверку предыдущей отчетности. 

Откажут также в принятии декларации по НДС, если в ней будут нарушены контрольные соотношения (пп. 6 п.4.1 статьи 80 и п.5.3 статьи 174 НК РФ). Для этого случая установлено особое правило – о непринятии декларации инспекторы сообщат по ТСЖ максимум на следующий день после ее получения. Сдать исправленную отчетность следует в течение пяти дней. Если успеете, то датой предоставления декларации будет считаться день сдачи первоначальной.


Организации (юридические лица) с 1 января 2022г. должны будут сдавать годовую бухгалтерскую отчетность исключительно в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Соответствующий законопроект 8 июня 2021г. Государственная Дума РФ  приняла в окончательном, третьем чтении.  Теперь государственный информационный реестр бухгалтерской отчетности (ГИРБО) будет контролировать ФНС России.

Соответственно сдавать бухгалтерскую отчетность в Росстат РФ, больше не нужно. Подобный распорядок воздействует для большинства организаций. Обратим внимание, что законодательство предусматривает исключения для организаций, отчетность которых не входит в ГИРБО, в том числе:

• организации, отчетность которых охватывает сведения, отнесенные к гос.тайне 

• организации в случаях, установленных Правительством;

• Центробанк и организации, которые представляют в ЦБ отчетность;

• религиозные организации;

• реорганизованные и ликвидированные организации (последняя отчетность). 

Поправки касаются организаций, которые должны представлять бухотчетность в различные госорганы, как например, туроператоры, застройщики, единые предприятия. Ранее Правительство РФ утвердило аналогичные поправки в отношении организаций с регулируемыми вариантами деятельности (Постановление №1907).

С перечнем организаций можно ознакомиться в информационном извещении Минфина РФ №ИС-учет-30.

Также Государственная Дума РФ приняла на рассмотрение законопроект, смягчающий ответственность бухгалтеров за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета (Законопроект №455237-7). В связи с этим планируется дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) условиями, позволяющими не штрафовать работников, если они допустили ошибки не по своей вине (статья 15.11 КоАП РФ). Так, например, если некорректные первичные документы организации составили другие работники, либо если первичные документы для регистрации в регистрах, бухгалтеру не передали, либо предали с опозданием.

Также депутаты разъяснили, что именно относится к грубым нарушениям. Таковыми будут считать случаи, при которых ответственные лица указывают мнимый или притворный объект бухучета в регистрах.


Организация вправе претендовать на учет расходов по налогу на прибыль организаций, даже если документы, представленные в инспекцию по спорным сделкам, содержат не вполне достоверные сведения.

Подобная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.2021 по делу №А05-13571/2019 в котором указано, что при недостоверности документов на приобретение товара, оказание услуг, но установленной реальности хозяйственных операций по дальнейшей их реализации или использованию в производстве в целях исчисления налога на прибыль организаций, расходы на приобретение товаров (работ, услуг) должны быть учтены исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам.

Президиум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении ВАС РФ от 03.07.2012 №234/12 также сформулировал правовую позицию о том, что если в ходе проведения проверки налоговые органы не докажут нереальность совершенных хозяйственных операций, то реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных плательщиком затрат при исчислении налога на прибыль, следует определять исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам. Если размер задекларированных затрат не соответствует уровню рыночных цен, инспекция сама должна скорректировать сумму расходов по спорным операциям, учтенную для целей определения базы по налогу на прибыль, на сумму превышения, установленную в ходе налоговой проверки.

Аналогичный правоприменительный подход нашел свое отражение и в новом актуальном Письме ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».


Если инспекция неправильно квалифицировала налоговое правонарушение, то применение санкций к налогоплательщику, незаконно. Данный правовой подход нашёл своё отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда (п.8 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 №71) в котором указано, что неправильная квалификация совершенного налогоплательщиком деяния, служит основанием для признания решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности, недействительным. 


Федеральная налоговая служба разместила на своём официальном сайте долгожданное письмо от 10.03.2021г. № БВ-4-7/3060@ с разъяснениями по практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в котором территориальным налоговым органам даны рекомендации по администрированию данной статьи и по порядку сбора доказательств в отношении выявленных фактов налоговых злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

В основном разъяснения касаются сделок с «техническими» компаниями, так как они чаще всего становятся предметом споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Теперь налоговый орган должен всесторонне проанализировать контрагента, условия сделки и собрать убедительные доказательства несоответствия сделки условиям делового оборота и создание формального документооборота.

В случае если умысел налогоплательщика будет доказан, это сможет квалифицироваться налоговой инспекцией как непроявление должной осмотрительности, а значит возможен отказ в вычетах по НДС и непринятие расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Чтобы исключить подобные отказы налоговых органов, с учетом принятых нововведений по применению статьи 54.1 НК РФ, рекомендуется предпринимать следующие действия:

- обязательно нужно собрать досье на контрагента, через сайт налоговой службы или в специализированном сервисе, проанализировать возможные риски работы с данной организацией;

- если вы удостоверились, что с контрагентом работать безопасно и нет признаков «номинальной» организации, всё равно храните досье на контрагента на случай будущих налоговых проверок, в котором будет храниться вся информация о контрагенте, которую потребуется проверить налоговикам по статье 54.1 НК РФ;

- в ситуации, когда сегодня у контрагента всё нормально, а завтра уже появилась метка в ЕГРЮЛ о недостоверных данных организации или возбуждено дело о банкротстве, вам чтобы вовремя себя обезопасить и избежать проблем в работе с данным контрагентом, необходимо регулярно проверять сведения о нём.


В случае, если вы по каким-то причинам отозвали апелляционную жало­бу из вышестоящего налогового орган, всё же сохраняется способ соблюсти досудебный порядок обжалования. В данном случае Вам необходимо подать жалобу в течение года на вступившее в силу решение по про­верке. Сделать это нужно в течение года со дня его вынесения в соответствии с п.2 статьи 139 НК РФ.

Также следует отметить, что обращение с жалобой в рамках иной процедуры, а также по иным от ранее заявленных оснований не приводит к утрате права на обжалование.

Пример: Организация обратилась с апелляционной жалобой в Управление ФНС по субъекту РФ, но позже ото­звала ее. Далее, чтобы соблюсти досудебный по­рядок обжалования, она подала обычную жалобу на вступившее в силу решение и в ней компания подчеркнула, что данные доводы и основания в предыдущей жалобе не заявлялись. Вышестоящий налоговый орган оста­вил данную жалобу налогоплательщика без рассмотрения, но суд признал действия налогового органа незаконными, в частности так указал Арбитражный суд города Москвы в решении от 15.12.2020 по делу №А40-135795/2020. По мнению суда, в рассматриваемом случае, Управление сознательно уклонилось от рассмотре­ния жалобы, а такой подход лишает компанию законного права на дальнейшее оспаривание решения инспекции в суде. Следует помнить, что досудебный порядок включает в себя две самостоятельные процедуры: апелляционное обжалование и обжалова­ние вступивших в силу решений.

С недавнего времени на сайте Федеральной налоговой службы России размещён «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» по адресу в интернете: rmsp.nalog.ru

Теперь если Ваша компания или ИП уже попали в него, то дополнительно подтверждать статус малого и среднего предприятия будет не нужно. Данный сервис позволяет быстрее получить поддержку от государства, как например, гаран­тии по кредитам и субсидии, земельные ‘участки и помещения, бесплатные консультации и.т.д. Также на указанном сайте можно найти реестр компаний, которым уже предоставлена такая поддержка с указанием кому и какая поддержка в настоящее время оказывается.


Если в ходе проведения налоговой проверки (или вне ее) сотрудники инспекции пытаются подменить (заменить) допрос свидетеля для подтверждения своей позиции ответами на требова­ние о представлении документов, телефонограммами или другими документами, то они должны предупредить свидетеля об ответственности за дачу ложных пока­заний. Если же они этого не сделают, такие показания свидетеля можно оспорить.

Пример из судебной практики: В рассматриваемом судебном деле, сотрудники налогового органа усомнились в реальности сделок проверяемой организации с его контрагентом, в связи с чем, направи­ли ему требование о представлении до­кументов. В ответ на него, контрагент заявил, что сделки не было, а также документы он не подпи­сывал.

Суд не принял такие показания надлежащими, так как инспекция не допросила контрагента и не предупредили его об ответственно­сти за дачу заведомо ложных показании (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.11.2020 по делу №А70-22658/2019).

Сотрудники налогового органа в рассматриваемых обстоятельствах обязаны составить про­токол допроса и не могут подменять его другими документами (Постановление 14-го Арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу №А13-7358/2018).

Следует также обратить внимание, что в какой бы форме свидетель ни давал показания, его долж­ны предупредить об ответственности за дачу ложных показаний и это касается также и тех ситуаций, даже когда налогоплательщик дает показания в свою пользу.


В конце текущего года уже частично вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки, Федеральный закон от 23.11.2020г. №374-ФЗ,  который изменил правила расчета налога на имущество физических лиц, а также порядок исчисления транспортного налога, а именно:

- По транспортному налогу

С 2021г. будет изменен порядок определения момента, с которого налогоплательщики (физические лица) смогут рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. Для этого в статья 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физическому лицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в налоговый орган соответствующее заявление.

Также нововведения исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения, а именно в статью 52 НК РФ внесут, что перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета.

Кроме того, изменения коснуться и порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных и погибших транспортных средств. В старой редакции (до 01.01.2021г.) транспортный налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД.

По новым правилам, с 01.01.2021г. транспортный налог на подобный транспорт перестанет начисляться, при подаче соответствующего заявления налогоплательщиком, уже с первого числа месяца, в котором произошла гибель или уничтожение транспортного средства (п. 3.1. статьи 362 НК РФ. Вышеуказанное заявление разрешается направить в любую территориальную налоговую инспекцию или представить через многофункциональные центры оказания гос.услуг (МФЦ). Данное заявление будет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения, но в исключительных случаях, инспекции данный срок разрешается продлить еще на 30 дней. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, инспекция направит гражданину ответное письмо-уведомление 


- По налогу на имущество физических лиц

Новый федеральный закон уточняет момент, с которого данный налог будет сразу рассчитываться с учетом полагающихся физическому лицу льгот. В новой редакции п.6 статьи 407 НК РФ (положение вступит в законную силу уже с 01.01.2021г.). Данные льготы при расчете вышеуказанного налога будут учитываться, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в налоговую инспекцию соответствующего заявления.


Правительство Российской Федерации своим Постановлении №1969 от 30.11.2020 года, ввело мораторий на проведение некоторых проверок для большинства малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России до конца 2021 года.

Некоторые организации не попадут под мораторий, например, которые работают с опасными объектами, а также не приостановят проверки аудиторских организаций, а также лицензионный контроль и некоторые другие (см. п.8 Постановления).

Контрольные органы государства должны будут внести изменения в свои планы проверочных мероприятий на 2021 год с учетом указанного постановления Правительства РФ. Если всё же Вашу организацию в 2021 году государственные контрольные органы собирутся незаконно проверить, обращайтесь с жалобой Прокуратуру. 

Следует отметить, что в Постановлением №1969 также введены новые правила для всех организаций независимо от их размера. Например, проверку контрольным органом назначенную после 1 июля 2021 года, ведомство по своему решению может заменить коротким инспекционным визитом, уведомив об этом компанию не позднее чем за 10 рабочих дней до её начала. Также при наличии технической возможности проверки госорганы смогут проводить по аудио/видеосвязи. Данный мораторий будет распространятся для государственных надзорных органов на плановые проверки, в том числе, для служб Роспотребнадзора, Государственной трудовой инспекции, Пожарнадзора и МЧС, а также на другие неналоговые ревизии. 

Обращаем внимание, что в отношении налоговых проверок осуществляемых ФНС России и таможенных проверок ФТС России вышеуказанный мораторий не действует.


1) Со следующего года появятся новые понятия: «совокупность налоговых баз» и «основная налоговая база». «Совокупность налоговых баз» образуют разные виды до­ходов, которые учитывают для прогрессивной ставки, а имен­но доходы: от долевого участия; от выигрышей в азартных играх; от различных операций с участием ценных бумаг; участников инвестиционного товарищества; прибыль КИК; любые другие доходы, кроме тех, в отношении которых установлены повышенные ставки в размере 30 или 35 процентов. «Основная налоговая база» - это любые другие доходы, об­лагаемые по ставке 13 процентов (например, зарплата). Положительно то, что доходы от продажи недвижимости в «совокупные налоговые базы» не входит, как и ранее, здесь налог останется только 13 процентов, даже если сумма сделки превышает 5 млн руб. Также и с доходами в виде недвижимости, полученной в порядке дарения (п.1.1 статьи 224 НК РФ). Такие до­ходы от продажи недвижимости можно уменьшить, либо на расходы, понесенные при ее покупке, либо имущественные налоговые вычеты.

2) Ставка НДФЛ для дохода свыше 5 млн руб. вырастет до 15 процентов. Данную прогрессивную шкалу применят к доходам, выплаченным с 2021 года. Если доходы получены из разных источников, сдавать де­кларацию гражданину не придется. Процесс подсчета доходов будет автоматизирован. Превышение зафиксируют налоговые органы и направят физлицу уведомление. Прогрессивная шкала выглядит так: доходы, не превышающие 5 млн руб., облагаются по став­ке 13 процентов. С доходов свыше 5 млн руб., нужно заплатить 650 тыс. руб. и 15 процентов. При этом 650 тыс. руб. - это, очевидно, налог, исчисленный по ставке 13 процентов от 5 млн. руб. Как видим, облагается не просто превышение, а вводит­ся некий фиксированный платеж для дохода до 5 млн руб. плюс повышенная ставка для дохода, вышедшего за пределы 5 млн руб.

Кроме того, введут НДФЛ на сверхнормативные проценты по вкладам, а именно, со сле­дующего года проценты по всем вкладам в банках будут об­лагаться по ставке 13 процентов (Федеральный закон от 01.04.2020 №102-ФЗ).




С 12 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020г. №73-ФЗ, которым внесены изменения в статьи Уголовного кодекса Российской Федерации об уклонении от налогов, а именно статьи: 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ.

По новым правилам руководителя, финансового директора или главбуха организации смогут привлечь к уголовной ответственности, только если недоимка компании составляет более 15 млн руб. за три года. До внесенных поправок в УК РФ, могли завести дело и за 5 млн руб., если эта сумма превысила 25 процентов налогов, которые надо было заплатить в бюджет. Для физических лиц в свою очередь, крупный размер подняли с 900 тыс. руб. до 1,7 млн. руб., а процент «укрытых» налогов больше не учитывается.

Учредителей и сотрудников одной организации теперь уже не смогут объявить преступным сообществом только потому, что они работают вместе (ст. 210 УК РФ). Теперь следователи должны доказать, что организация создана ради преступной деятельности, иначе ее нельзя признать ОПГ.

Кроме того, поправки имеют обратную силу (ч. 1 ст. 10 УК). Следователи не должны возбуждать дела за прошлые нарушения и прекратят текущие дела, если по новым критериям нет состава преступления.


Право на отсрочку и рассрочку получат не все. Для получения льгот в 2020 году в связи со сложившейся из-за коронавируса кризисной ситуацией, в первую очередь, компания или ИП должны работать в отрасли, наиболее пострадавшей от распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства от 03.04.2020 № 434. Также, чтобы получить поддержку государства, у налогоплательщика должен быть соответствующий ОКВЭД на 1 марта 2020 года (в ЕГРЮЛ для компаний и ЕГРИП для ИП), при этом компания или ИП должны быть убыточными в 2020 году либо их доходы уменьшились более чем на 10 процентов. Наличие убытков или снижение доходов будут проверять по налоговой отчетности.

Основные меры государственной поддержки прописаны в постановлении Правительства от 02.04.2020 №409. Для малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших от коронавируса сфер власти предусмотрена отсрочка по уплате налогов и авансовых платежей по налогам

Для микропредприятий предусмотрена отсрочка по уплате страховых взносов и получить отсрочку или рассрочку можно, если срок уплаты налогов, авансовых платежей и страховых взносов должен наступить в 2020 году.

На сайте ФНС России работает сервис по проверке возможности получения отсрочки в связи с коронавирусом, для этого необходимо ввести свой реквизит: ИНН или ОГРН.

При положительном ответе налогоплательщику будут даны ссылки на заявление об отсрочке (рассрочке) и на обязательство соблюдения условий отсрочки. Там же можно проверить, включен ли ваш вид бизнеса в «Реестр МСП» по состоянию на 1 марта 2020 года и в какую категорию он входит: микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие и.т.д.

Для получения отсрочки по уплате налогов до 1 декабря 2020 года, необходимо будет  подать заявление и обязательство соблюдения условий отсрочки в инспекцию нахождения компании, либо по месту жительства предпринимателя, а также к заявлению приложить график погашения задолженности. Если рассрочка нужна больше, чем на полгода, к графику погашения приложите также информацию об обеспечении (залоге, поручительстве или банковской гарантии).

Помимо продления сроков уплаты налогов и взносов в 2020 году, Правительство РФ предусмотрело для наиболее пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса увеличение сроков для подготовки и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности.


С 1 июня 2020 года в Российской Федерации будет запущена специальная кредитная программа для бизнеса по поддержке занятости в пострадавших экономических отраслях и в социально ориентированных некоммерческих организациях (НКО) с льготной ставкой (2%) и государственной гарантией 85% кредита, который будет рассчитываться по формуле 1 МРОТ на одного сотрудника в месяц, исходя из шести месяцев (срок погашения – 1 апреля 2021 года) с учетом следующих условий:

а) если предприятие сохранит занятость на уровне 90% в течение всего срока действия кредитной программы, то сам кредит и проценты по нему будут полностью списаны по истечению срока;

б) если предприятие сохранит занятость на уровне 80%, то государство возьмет на себя  половину кредита и процентов по нему;

Также глава государства озвучил следующие меры поддержки:


Есть вопросы - обращайтесь +7 (3812) 40-85-94
Налоговые споры, Досудебное урегулирование налоговых споров, Составление возражений, Обжалование решений налоговых органов, Судебное представительство по налоговым спорам, Консультации по налогообложению