Досудебное урегулирование налоговых споров Юридические консультации в Омске Составление возражений Досудебное урегулирование споров Заполнение налоговых деклараций Подготовка договоров
Защита российского бизнеса и граждан от незаконных действий налоговых органов

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. Специализация в области урегулирования налоговых споров;

3. Безупречная деловая репутация;

4. Качественное оказание услуг;

5. Представление интересов налогоплательщиков в любых городах России

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект №871811-7, предполагающий введение поправок в Уголовный кодекс РФ, в результате которых, будет частично «либерализована» ответственность за валютные преступления, а также введены новые повышенные суммовые пороги привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Согласно нового законопроекта, предполагается отказ от привязки решения о привлечении налогоплательщика к уголовной ответственности к расчету (размеру) сумм неоплаченных (доначисленных) налогов за три финансовых года и в процентах.

По новым правилам будут установлены «твердые» фиксированные суммы недоимки:

- для физических лиц, порог фиксирующий неуплату налогов в крупном размере повысят с 900 тыс. рублей до 2,7 миллионов рублей, а особо крупный размер составит как и ранее 13,5 миллионов рублей.

- для юридических лиц (организаций), крупной будут считать неуплату налогов свыше 15 миллионов рублей (вместо 5 миллионов ранее), а особо крупным размером 45 миллионов рублей.

Предыдущий раз законодатель устанавливал подобные пороги привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности в 2016 году (Федеральный закон от 03.07.2016г. №325-ФЗ), а потому введение вышеуказанных поправок достаточно актуально.    


В первую неделю своей работы, новый премьер-министр России Мишустин М.В., усилил своим распоряжением работу своего бывшего ведомства – Федеральной налоговой службы России, подключив к сбору налогов теперь и всемогущую Федеральную службу безопасности (ФСБ).

Появился проект совместного Приказа по ФНС и ФСБ, в рамках которого, «спецслужба» будет предоставлять налоговикам результаты своей оперативно-розыскной деятельности, а предоставляться сведения будут, как по личной инициативе ФСБ, так и по запросу налоговиков.

Наиболее актуальными видимо будут следующие запросы сведений:

- по неуплате налогов в особо крупных размерах;

- все, что связано с регистрацией «технических» ООО и ИП;

- все, что связано процедурой банкротства.

Налоговая служба заверяет, что эта информация им необходима для «предпроверочного» анализа в ходе планирования и осуществления налоговых проверок, а также для оспаривания претензий налогоплательщиков в судах по результатам их проведения.

Очевидно, что в ближайшие годы собираемость налогов теперь увеличится еще больше, а доказывать свою невиновность налогоплательщику, станет еще труднее.

 

Налогоплательщикам непременно важно знать про ограничения полномочий сотрудников налоговых органов. Так, например, недопустим осмотр территорий или помещений при встречной проверке. Осмотр допускается только на территориях или помещениях плательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка (это относится как к выездным налоговым проверкам, так и к камеральным – для отдельных деклараций по НДС). Это следует из буквального толкования п.1 ст. 92 НК РФ. Данная позиция поддерживается и судами (апелляционное определение Верховного суда от 27.08.2019 №АПЛ19-333).

Следовательно, у того, кто сотрудничает с проверяемым налогоплательщиком, производить осмотр территорий или помещений не разрешается. И в случае, если сотрудники налоговых органов самостоятельно провели осмотр в отсутствии инициированной выездной или камеральной проверок,  такие доказательства не будут считаться допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку получены с нарушением действующего законодательства.

Одновременно с этим необходимо учитывать изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 №325-ФЗ. Так, с 1 апреля 2020 года у налоговиков появляется дополнительное основание для проведения осмотра, а также истребования документов, - неисполненное решение о взыскании недоимки (при этом сумма недоимки должна быть более 1 млн.руб.).

На практике это будет выглядеть так. Если решение о взыскании недоимки не будет исполнено в течении 10 дней с даты его принятия, то налоговики вправе прийти к налогоплательщику с осмотром.


В планах ФНС России расширить практику использования "бесконтактного налогового администрирования", анонсировал глава службы Михаил Мишустин на пленарном заседании «Международного сообщества цифровой трансформации налоговых органов» в Париже.

Одной из основных задач налоговых органов России в среднесрочной перспективе, по мнению Мишустина, должно стать повышение прозрачности и уровня доверия общества к службе за счет внедрения механизмов автоматического соблюдения налогового законодательства.

Это потребует развития автоматизированных систем искусственного интеллекта, интеграции с электронными площадками и сервисами, которыми пользуются налогоплательщики, и разработки для них персонализированных «проактивных» услуг.

В России элементы такого подхода уже внедряются. Для примера - приложение, разработанное для «самозанятых» граждан "Мой налог". "Такое встроенное, фоновое налоговое администрирование можно впоследствии распространять и на другие категории налогоплательщиков, создавая «единую виртуальную транзакционную среду», подчеркнул руководитель ФНС России. Предложенную руководителем налоговой службы стратегию, поддержали представители налоговых органов многих стран, которые работает под эгидой «Форума по налоговому администрированию при ОЭСР». В заседании участвовали более 60 делегатов из 30 стран мира. В этом 2019 году основными темами пленарного заседания стали «стратегия цифровой трансформации налоговых органов» и «перспективы развития налоговых администраций до 2030 года».


С конца 2019 года изменился порядок зачета и возврата налогов после камеральной проверки. Поправку в НК РФ внес Федеральный закон от 29.09.2019 №325-ФЗ. До указанной даты не было законодательно установлено сроков для зачета и возврата налогов после камеральной проверки, в связи с чем, возникали многочисленные  споры, что и побудило законодателей внести ясность в этот вопрос.  

Новые правила, установленные Законом №325-ФЗ, действуют с 29.10.2019. Теперь на принятие решения о зачете или возврате налогов по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органам дается всего 10 дней. При этом момент отсчета указанного срока напрямую зависит от того, были ли выявлены в ходе камеральной проверки нарушения или нет.

В случае, если нарушений не было установлено, отсчет 10-дневного срока начинается по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или со дня, когда она должна была закончиться в силу п.2 статьи 88 НК РФ. В общем случае это три месяца, но бывают нередки случаи, когда налоговые органы продлевают срок камеральной проверки.

Если были выявлены нарушения, то отсчет этого срока нужно начинать со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки.


 

Минфин России планирует внести некоторые поправки в налоговое законодательство. Изменения коснутся налога на прибыль, налога на имущество, налога на профессиональный доход, «зарплатных» налогов и сборов, упрощенной и патентной системы налогообложения, неналоговых платежей и налогового администрирования.

Так, в части налога на прибыль 50%-ое ограничение переноса убытков на будущее планируется продлить до 2024 года (ранее это правило было рассчитано до 2020 года). Кроме того, планируется внести изменения в Налоговый кодекс РФ, ограничивающие возможность учета правопреемниками убытков.

Ожидаются изменения в части действующих льгот. Правительство пришло к выводу, что более 50% льгот неэффективны, в связи чем, все льготы проанализируют и отменят неэффективные.

В части изменений по НДФЛ будет снижена ставка налога для иностранцев. В настоящее время данная категория платит НДФЛ по ставке 30%, планируется снизить ставку до 13%.

С 2020 года в НК РФ может появиться новый вид страхования  - взносы на банкротство, где ставка составит 0,2%.

Новшества коснутся и упрощенной системы налогообложения. С 2020 года индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», пользующиеся  контрольно-кассовой техникой (ККТ), не будут представлять налоговые декларации, поскольку все доходы отражаются в показаниях ККТ.

Кроме того, с указанного временного периода планируется, что при превышении лимита по доходам или численности работников, «упрощенец» не будет терять право на «спецрежим», однако налог в этом случае будет платиться по повышенным ставкам.


Налоговая инспекция, доначисляя дополнительные суммы налогов по результатам проведенной выездной проверки, часто ссылается на отсутствие у контрагента работников (трудовых ресурсов). Без трудовых ресурсов, партнер или субподрядчик, якобы вообще не сможет работать, а значит, по мнению инспекции, недостоверны и его счета-фактуры, и расходные документы, а значит и сделки фиктивные. С налоговиками нередко соглашаются и судебные органы, но они опираются на множество других обстоятельств, которые «в совокупности» доказывают недобросовестность контрагента и неосмотрительность налогоплательщика.

Само по себе отсутствие штатных сотрудников не может опровергать документов поставщика или подрядчика, ведь контрагентам могли помочь другие сторонние организации. Также не исключено, что компания-контрагент «привлекала» наемных работников без надлежащего оформления, хотя это некоторым образом нарушает трудовое законодательство, но не опровергает реальность спорных сделок.

Подтвердить привлечение сторонних субподрядчиков можно также информацией с расчетного счета партнера, выписки организация вправе запросить, подав ходатайство в суд. Из банковских документов зачастую очевидна выдача зарплаты или перечисление НДФЛ. Эти данные опровергнут утверждение об отсутствии персонала и помогут оспорить доначисления.

Инспекция часто заявляет об отсутствии работников на день проверки, но это не доказывает их отсутствие на дату спорных сделок. К таким доказательствам нельзя относить факт непредоставления контрагентом сведений по форме 2-НДФЛ. Возможно, что он просто не оформил эту отчетность.


Согласно вступившему в силу 03.07.2019г. Федеральному закону от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в настоящее время любые системы электронных платежей должны будут зарегистрироваться в Центральном банке РФ и открыть «специальные» контролируемые счета в коммерческих банках.

Информация обо всех этих транзакциях будет автоматически передаваться на площадку Центрального банка РФ, а также в случае необходимости будет в течение 3-х дней передаваться в налоговые органы по их мотивированному запросу в банк.

Соответственно, теперь у налоговых органов появилась новая легальная возможность в течение трех дней получить информацию обо всех транзакциях любых физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, использующих такие электронные площадки, как Яндекс-Деньги, Киви-Кошелек, PayPal и все другие платформы электронных платежей.

В случае, если налоговая служба зафиксирует, что физическое лицо получает слишком много денег из разных источников и это не подарки, тогда они доначислят этому лицу налоги, объявив его индивидуальным предпринимателем на «классической» системе налогообложения и доначислят ему не только НДФЛ(13%), но и, возможно НДС(20%).  


- Не одобрит вычет по НДС, если контрагент не зарегистрирован в ЕГРЮЛ

Компании отказали в вычете НДС по подрядным работам. Основание - работы были выполнены до регистрации контрагента в качестве юр.лица и без оформления договора. ИФНС указала: само по себе выполнение работ незарегистрированной фирмой не препятствует вычету. Но получить его можно только после регистрации контрагента. Первые две инстанции отменили решение налоговиков.

Судьи решили, что на момент спора контрагент был зарегистрирован и поставлен на налоговый учет. Контрагент не имел признаков однодневки и представлял отчетность в ИФНС. При этом компания доказала реальность сделки. Объем и стоимость выполненных работ ИФНС не оспаривала. Кроме того, было доказано, что работы выполнялись именно тем самым контрагентом, который был указан в договоре и счете-фактуре. Следовательно, как указали судьи, оснований для отказа в вычете не было.

Суд кассационной инстанции встал на сторону инспекции. И вот почему. Компания приобретает способность заключать и исполнять сделки с момента регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК). До этого момента все ее действия не имеют налоговых последствий (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.03.2018 № А31-3529/2017).


Согласно письма ФНС России от 17.04.2019 №ЕД-4-2/7305, налоговые органы могут включать в период выездной налоговой проверки как предшествующие 3 календарных года, так и отчетные периоды того года, в котором данная проверка назначена. Налоговый кодекс РФ позволяет так действовать. При этом вышестоящий налоговый орган сослался на имеющуюся арбитражную практику, в том числе Верховного суда РФ (Определение ВАС РФ от 30.06.2011 №ВАС-7703/11, Определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 №304-КГ14-737).

Анализ указанных судебных актов показывает, что проверяемый период правомерно включает в себя три календарных года, предшествующих году назначения проверки, и два месяца года, в котором это решение принято.

На наглядном примере это выглядит так. ИФНС вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки одной организации 23.05.2019. В решении значится, что проверка назначена за период с 01.01.2016 по 30.04.2019. Данное решение правомерно.


В процессе контроля за поступлением в бюджет НДС налоговики активно используют данные из своих информационных ресурсов, контрольные показатели АСК НДС-2, «дерево связей», сведения от контрагентов, полученные в рамках ст.93.1 НК РФ (встречных проверок), информацию из открытых СМИ и интернет- источников, сведения от банков, правоохранительных, лицензирующих и др. органов и иных доступных источников.

В результате такой работы инспекция сразу же выявляет разрывы в уплате  НДС и начинает работу во всех направлениях: хоть прямой контрагент не уплатил НДС, хоть контрагент далее по цепочке контрагентов.

В данном случае налоговики проводят проверку, чтобы выяснить благонадежность контрагента, осмотрительность в его выборе, возможное желание организации заявить нереальные вычеты  по НДС.

Однако, следует отметить, что в арбитражной практике административно – системный комплекс АСК НДС-2 не упоминается, поскольку это относится к внутренним ресурсам налоговиков и каким-либо доказательством совершения организацией налогового нарушения по сути не является. При этом налогоплательщики при обжаловании ссылаются на данный программный комплекс, отмечая, что сведения из программы не могут подтвердить нарушения законодательства. Однако, как показывает практика, решения судебных органов выносятся в основном в пользу налоговиков.


Если товар или материалы морально устарели или по каким-либо причинам стали неликвидными их можно списать. При этом необходимо ответственно подготовиться к моменту списания, чтобы в дальнейшем не возникло вопросов со стороны налоговиков.

Суть в том, что арбитражная практика по данному вопросу противоречива, а, следовательно, чтобы рассчитывать на успех, налогоплательщику требуется документальное подтверждение.

Списание товаров можно подтвердить актами на списание, карточками учета материалов, приказами и служебными записками. Дополнительно можно провести независимую экспертизу.

В одном из дел, собрав такой перечень доказательств организации удалось доказать в суде правомерность списания неликвидного товара. При этом, по мимо прочего, списание с передачей на свалку было подтверждено приказом директора.

Вместе с тем, могут сыграть положительную роль такие доказательства, как намерение организации реализовать бракованный или устаревший товар путем размещения рекламы, объявления скидок.

Однако, бывают случаи, когда налогоплательщику не удается выиграть судебные тяжбы. Так, например, при проведении выездной налоговой проверки одной организации, проверяющими было установлено, что уже довольно продолжительное время после списания товар продолжал находиться на складе организации в неповрежденной упаковке.

В другом случае организация проиграла в суде спор по тем основаниям, что в ходе проверки инспекция установила факт передачи списанного товара взаимозависимому лицу, а не его утилизацию, признав документальное подтверждение факта списания формальным.


Право на вычет по НДС для компании-банкротаВерховный суд Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2018г. №АПЛ18-213 указал, что банкрот имеет право вычесть входной НДС, полученный при реализации произведенных им в процессе текущей деятельности товаров. Причина: нельзя отождествлять» реализацию имущества банкрота». В противном случае поставщик и покупатель заплатят НДС в бюджет, но принять налог к вычету не смогут. Теперь компании-банкроты получили шанс отстоять свою позицию в налоговой инспекции без судебных разбирательств.

Из материалов вышеуказанного судебного спора усматривается, что компания-банкрот, реализуя свою продукцию, изготовленную в процессе текущей деятельности, предъявляла покупателям НДС. Входной налог компания принимала к вычету. Налоговики решили, что вычет НДС фирме не положен, так как продажа имущества банкрота НДС не облагается.

Минфин РФ и ФНС России считали, что у организации-банкрота не облагается НДС любая реализация, в том числе произведенной продукции (Письмо от 17.08.2016г. №СД-4-3/15110@, а также Письмо от 30.09.2015г. №03-07-14/55736).

Первая и апелляционная судебные инстанции, рассматривая настоящий спор, признали решение инспекции незаконным. Кассация же поддерживала налоговиков. В свою очередь Верховный суд РФ, вновь признал право на вычет по НДС для компании-банкрота, правомерным.

Данная позиция Верховного суда РФ формирует в настоящее время положительную судебную практику по данной категории дел и поможет отстоять свои права в арбитражном суде многим организациям, находящимся в том числе, на стадии банкротства.


 

Отмена решения  при нарушении сроков проверкиЕсли инспекция нарушает сроки проведения проверок или оформления их результатов, вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение. ФНС России в письме от 10.01.2019г.  №ЕД-4-2/55 призывает должностных лиц налогового органа на местах строго соблюдать процессуальные сроки (п.2 ст.88,  п.6 ст.89, п.1 и 5 ст.100, п.1,6 и 9 ст.101, ст.140 НК РФ).

Затягивая   процессуальные действия  должностные лица налогового органа, пропускают сроки взыскания недоимки, пеней и штрафов. Ведь порядок исчисления  этих сроков не изменяется (п.31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).

ФНС России также подчеркивает, что затягивание и нарушение процессуальных сроков приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, увеличению количества жалоб.

Вместе с тем нарушение процессуальных сроков не является безусловным основанием для отмены решения по проверке. Если нарушение сроков – единственное основание для спора, то надеяться на отмену решения не стоит. Подобная точка зрения  отражена в п.3 письма ФНС России от 16.03.2018г. №ЕД-4-2/4335@.

Учитывая вышеизложенное, ООО «НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА» рекомендует обжаловать (оспаривать) решения налоговых органов по существу и одновременно с этим приводить доводы о процессуальных  нарушениях.     


Осмотрительность при выборе контрагентовВ настоящее время очень важным на стадии выбора контрагента, планирования заключения какого-либо договора (сделки) является  обладание как можно более полной информацией о нем, его гражданской и публично-правовой  благонадежности, наличии репутации на рынке оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров.

Обладание данной информацией важно  не только с целью снижения предпринимательских рисков, но и с целью избежания в будущем, в частности, налоговых последствий. В тоже время, доначисление налогов и сборов, в случае предъявления налогоплательщику претензий в части разумности и осмотрительности при выборе контрагента или сомнение в реальности сделки, может при определенных обстоятельствах, повлечь и уголовное преследование. ООО «НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА» в  целях минимизации возможных налоговых, финансовых или уголовно-правовых рисков предлагает использовать для решения названных задач источники, содержащиеся в нижеприведенной таблице.


Есть вопросы - обращайтесь +7 (3812) 40-85-94
Налоговые споры, Досудебное урегулирование налоговых споров, Составление возражений, Обжалование решений налоговых органов, Судебное представительство по налоговым спорам, Консультации по налогообложению