Досудебное урегулирование налоговых споров Юридические консультации в Омске Составление возражений Досудебное урегулирование споров Заполнение налоговых деклараций Подготовка договоров
Защита российского бизнеса и граждан от незаконных действий налоговых органов

Антипина Наталия Борисовна

Заместитель директора
Шарапов Виталий Иванович

Налоговый консультант
Пестун Егор Георгиевич

Налоговый юрист

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. Специализация в области урегулирования налоговых споров;

3. Безупречная деловая репутация;

4. Качественное оказание услуг;

5. Представление интересов налогоплательщиков в любых городах России

Минфин России планирует внести некоторые поправки в налоговое законодательство. Изменения коснутся налога на прибыль, налога на имущество, налога на профессиональный доход, «зарплатных» налогов и сборов, упрощенной и патентной системы налогообложения, неналоговых платежей и налогового администрирования.

Так, в части налога на прибыль 50%-ое ограничение переноса убытков на будущее планируется продлить до 2024 года (ранее это правило было рассчитано до 2020 года). Кроме того, планируется внести изменения в Налоговый кодекс РФ, ограничивающие возможность учета правопреемниками убытков.

Ожидаются изменения в части действующих льгот. Правительство пришло к выводу, что более 50% льгот неэффективны, в связи чем, все льготы проанализируют и отменят неэффективные.

В части изменений по НДФЛ будет снижена ставка налога для иностранцев. В настоящее время данная категория платит НДФЛ по ставке 30%, планируется снизить ставку до 13%.

С 2020 года в НК РФ может появиться новый вид страхования  - взносы на банкротство, где ставка составит 0,2%.

Новшества коснутся и упрощенной системы налогообложения. С 2020 года индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», пользующиеся  контрольно-кассовой техникой (ККТ), не будут представлять налоговые декларации, поскольку все доходы отражаются в показаниях ККТ.

Кроме того, с указанного временного периода планируется, что при превышении лимита по доходам или численности работников, «упрощенец» не будет терять право на «спецрежим», однако налог в этом случае будет платиться по повышенным ставкам.


Налоговая инспекция, доначисляя дополнительные суммы налогов по результатам проведенной выездной проверки, часто ссылается на отсутствие у контрагента работников (трудовых ресурсов). Без трудовых ресурсов, партнер или субподрядчик, якобы вообще не сможет работать, а значит, по мнению инспекции, недостоверны и его счета-фактуры, и расходные документы, а значит и сделки фиктивные. С налоговиками нередко соглашаются и судебные органы, но они опираются на множество других обстоятельств, которые «в совокупности» доказывают недобросовестность контрагента и неосмотрительность налогоплательщика.

Само по себе отсутствие штатных сотрудников не может опровергать документов поставщика или подрядчика, ведь контрагентам могли помочь другие сторонние организации. Также не исключено, что компания-контрагент «привлекала» наемных работников без надлежащего оформления, хотя это некоторым образом нарушает трудовое законодательство, но не опровергает реальность спорных сделок.

Подтвердить привлечение сторонних субподрядчиков можно также информацией с расчетного счета партнера, выписки организация вправе запросить, подав ходатайство в суд. Из банковских документов зачастую очевидна выдача зарплаты или перечисление НДФЛ. Эти данные опровергнут утверждение об отсутствии персонала и помогут оспорить доначисления.

Инспекция часто заявляет об отсутствии работников на день проверки, но это не доказывает их отсутствие на дату спорных сделок. К таким доказательствам нельзя относить факт непредоставления контрагентом сведений по форме 2-НДФЛ. Возможно, что он просто не оформил эту отчетность.


Согласно вступившему в силу 03.07.2019г. Федеральному закону от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в настоящее время любые системы электронных платежей должны будут зарегистрироваться в Центральном банке РФ и открыть «специальные» контролируемые счета в коммерческих банках.

Информация обо всех этих транзакциях будет автоматически передаваться на площадку Центрального банка РФ, а также в случае необходимости будет в течение 3-х дней передаваться в налоговые органы по их мотивированному запросу в банк.

Соответственно, теперь у налоговых органов появилась новая легальная возможность в течение трех дней получить информацию обо всех транзакциях любых физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, использующих такие электронные площадки, как Яндекс-Деньги, Киви-Кошелек, PayPal и все другие платформы электронных платежей.

В случае, если налоговая служба зафиксирует, что физическое лицо получает слишком много денег из разных источников и это не подарки, тогда они доначислят этому лицу налоги, объявив его индивидуальным предпринимателем на «классической» системе налогообложения и доначислят ему не только НДФЛ(13%), но и, возможно НДС(20%).  


- Не одобрит вычет по НДС, если контрагент не зарегистрирован в ЕГРЮЛ

Компании отказали в вычете НДС по подрядным работам. Основание - работы были выполнены до регистрации контрагента в качестве юр.лица и без оформления договора. ИФНС указала: само по себе выполнение работ незарегистрированной фирмой не препятствует вычету. Но получить его можно только после регистрации контрагента. Первые две инстанции отменили решение налоговиков.

Судьи решили, что на момент спора контрагент был зарегистрирован и поставлен на налоговый учет. Контрагент не имел признаков однодневки и представлял отчетность в ИФНС. При этом компания доказала реальность сделки. Объем и стоимость выполненных работ ИФНС не оспаривала. Кроме того, было доказано, что работы выполнялись именно тем самым контрагентом, который был указан в договоре и счете-фактуре. Следовательно, как указали судьи, оснований для отказа в вычете не было.

Суд кассационной инстанции встал на сторону инспекции. И вот почему. Компания приобретает способность заключать и исполнять сделки с момента регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК). До этого момента все ее действия не имеют налоговых последствий (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.03.2018 № А31-3529/2017).


Согласно письма ФНС России от 17.04.2019 №ЕД-4-2/7305, налоговые органы могут включать в период выездной налоговой проверки как предшествующие 3 календарных года, так и отчетные периоды того года, в котором данная проверка назначена. Налоговый кодекс РФ позволяет так действовать. При этом вышестоящий налоговый орган сослался на имеющуюся арбитражную практику, в том числе Верховного суда РФ (Определение ВАС РФ от 30.06.2011 №ВАС-7703/11, Определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 №304-КГ14-737).

Анализ указанных судебных актов показывает, что проверяемый период правомерно включает в себя три календарных года, предшествующих году назначения проверки, и два месяца года, в котором это решение принято.

На наглядном примере это выглядит так. ИФНС вынесла решение о проведении выездной налоговой проверки одной организации 23.05.2019. В решении значится, что проверка назначена за период с 01.01.2016 по 30.04.2019. Данное решение правомерно.


В процессе контроля за поступлением в бюджет НДС налоговики активно используют данные из своих информационных ресурсов, контрольные показатели АСК НДС-2, «дерево связей», сведения от контрагентов, полученные в рамках ст.93.1 НК РФ (встречных проверок), информацию из открытых СМИ и интернет- источников, сведения от банков, правоохранительных, лицензирующих и др. органов и иных доступных источников.

В результате такой работы инспекция сразу же выявляет разрывы в уплате  НДС и начинает работу во всех направлениях: хоть прямой контрагент не уплатил НДС, хоть контрагент далее по цепочке контрагентов.

В данном случае налоговики проводят проверку, чтобы выяснить благонадежность контрагента, осмотрительность в его выборе, возможное желание организации заявить нереальные вычеты  по НДС.

Однако, следует отметить, что в арбитражной практике административно – системный комплекс АСК НДС-2 не упоминается, поскольку это относится к внутренним ресурсам налоговиков и каким-либо доказательством совершения организацией налогового нарушения по сути не является. При этом налогоплательщики при обжаловании ссылаются на данный программный комплекс, отмечая, что сведения из программы не могут подтвердить нарушения законодательства. Однако, как показывает практика, решения судебных органов выносятся в основном в пользу налоговиков.


Если товар или материалы морально устарели или по каким-либо причинам стали неликвидными их можно списать. При этом необходимо ответственно подготовиться к моменту списания, чтобы в дальнейшем не возникло вопросов со стороны налоговиков.

Суть в том, что арбитражная практика по данному вопросу противоречива, а, следовательно, чтобы рассчитывать на успех, налогоплательщику требуется документальное подтверждение.

Списание товаров можно подтвердить актами на списание, карточками учета материалов, приказами и служебными записками. Дополнительно можно провести независимую экспертизу.

В одном из дел, собрав такой перечень доказательств организации удалось доказать в суде правомерность списания неликвидного товара. При этом, по мимо прочего, списание с передачей на свалку было подтверждено приказом директора.

Вместе с тем, могут сыграть положительную роль такие доказательства, как намерение организации реализовать бракованный или устаревший товар путем размещения рекламы, объявления скидок.

Однако, бывают случаи, когда налогоплательщику не удается выиграть судебные тяжбы. Так, например, при проведении выездной налоговой проверки одной организации, проверяющими было установлено, что уже довольно продолжительное время после списания товар продолжал находиться на складе организации в неповрежденной упаковке.

В другом случае организация проиграла в суде спор по тем основаниям, что в ходе проверки инспекция установила факт передачи списанного товара взаимозависимому лицу, а не его утилизацию, признав документальное подтверждение факта списания формальным.


Право на вычет по НДС для компании-банкротаВерховный суд Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2018г. №АПЛ18-213 указал, что банкрот имеет право вычесть входной НДС, полученный при реализации произведенных им в процессе текущей деятельности товаров. Причина: нельзя отождествлять» реализацию имущества банкрота». В противном случае поставщик и покупатель заплатят НДС в бюджет, но принять налог к вычету не смогут. Теперь компании-банкроты получили шанс отстоять свою позицию в налоговой инспекции без судебных разбирательств.

Из материалов вышеуказанного судебного спора усматривается, что компания-банкрот, реализуя свою продукцию, изготовленную в процессе текущей деятельности, предъявляла покупателям НДС. Входной налог компания принимала к вычету. Налоговики решили, что вычет НДС фирме не положен, так как продажа имущества банкрота НДС не облагается.

Минфин РФ и ФНС России считали, что у организации-банкрота не облагается НДС любая реализация, в том числе произведенной продукции (Письмо от 17.08.2016г. №СД-4-3/15110@, а также Письмо от 30.09.2015г. №03-07-14/55736).

Первая и апелляционная судебные инстанции, рассматривая настоящий спор, признали решение инспекции незаконным. Кассация же поддерживала налоговиков. В свою очередь Верховный суд РФ, вновь признал право на вычет по НДС для компании-банкрота, правомерным.

Данная позиция Верховного суда РФ формирует в настоящее время положительную судебную практику по данной категории дел и поможет отстоять свои права в арбитражном суде многим организациям, находящимся в том числе, на стадии банкротства.


 

Отмена решения  при нарушении сроков проверкиЕсли инспекция нарушает сроки проведения проверок или оформления их результатов, вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение. ФНС России в письме от 10.01.2019г.  №ЕД-4-2/55 призывает должностных лиц налогового органа на местах строго соблюдать процессуальные сроки (п.2 ст.88,  п.6 ст.89, п.1 и 5 ст.100, п.1,6 и 9 ст.101, ст.140 НК РФ).

Затягивая   процессуальные действия  должностные лица налогового органа, пропускают сроки взыскания недоимки, пеней и штрафов. Ведь порядок исчисления  этих сроков не изменяется (п.31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).

ФНС России также подчеркивает, что затягивание и нарушение процессуальных сроков приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговых органов, увеличению количества жалоб.

Вместе с тем нарушение процессуальных сроков не является безусловным основанием для отмены решения по проверке. Если нарушение сроков – единственное основание для спора, то надеяться на отмену решения не стоит. Подобная точка зрения  отражена в п.3 письма ФНС России от 16.03.2018г. №ЕД-4-2/4335@.

Учитывая вышеизложенное, ООО «НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА» рекомендует обжаловать (оспаривать) решения налоговых органов по существу и одновременно с этим приводить доводы о процессуальных  нарушениях.     


Осмотрительность при выборе контрагентовВ настоящее время очень важным на стадии выбора контрагента, планирования заключения какого-либо договора (сделки) является  обладание как можно более полной информацией о нем, его гражданской и публично-правовой  благонадежности, наличии репутации на рынке оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров.

Обладание данной информацией важно  не только с целью снижения предпринимательских рисков, но и с целью избежания в будущем, в частности, налоговых последствий. В тоже время, доначисление налогов и сборов, в случае предъявления налогоплательщику претензий в части разумности и осмотрительности при выборе контрагента или сомнение в реальности сделки, может при определенных обстоятельствах, повлечь и уголовное преследование. ООО «НАЛОГОВАЯ ПРАКТИКА» в  целях минимизации возможных налоговых, финансовых или уголовно-правовых рисков предлагает использовать для решения названных задач источники, содержащиеся в нижеприведенной таблице.


Обоснование реальности привлечения субподрядчика: снижение рисковВ настоящее время в практике налоговых органов в рамках проведения выездных налоговых проверок  ставится под сомнение обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов, связанных с привлечением субподрядных организаций и распространяются на проверяемую организацию соответствующие негативные налоговые последствия.

Рассмотрим ряд подобных ситуаций, аргументы в защиту предприятий и способы их избежать.

Проверяющие заявили о фиктивности субподрядных работ. Они указали, что компания не сотрудничала с субподрядчиком. На этом основании они уменьшили расходы по налогу на прибыль организаций  и вычеты по НДС.

При этом контролеры настаивали, что компания использовала субподрядчика, чтобы увеличить расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС. Якобы работы выполнял зависимый индивидуальный предприниматель.

Суд установил, что контрагент создан более чем за год до совершения спорных сделок. Стороны не взаимозависимы. До и после заключения договора с компанией субподрядчик получал доходы от других организаций. Спорный контрагент - действующая организация. Он задекларировал все доходы, полученные от компании. Среднесписочная численность работников контрагента увеличивалась каждый год. У контрагента есть транспорт и другие ресурсы, необходимые для выполнения работ. Деньги, поступающие от компании, субподрядчик расходовал на производственные нужды. Стоимость субподрядных работ соответствовала рыночному уровню.


Гражданский иск в уголовных делах по налоговым преступлениямКонституционный Суд РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П по делу гр. Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева (Далее  - Постановлении № 39-П) рассмотрел проблему гражданского иска по уголовным делам и его предъявления и контексте возмещении ущерба публично-правовому образованию, возникшему в следствие неуплаты или неполной уплаты налогов в бюджеты бюджетной системы РФ и изложил следующую позицию. Имеется возможность взыскания по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованиям, денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации- налогоплательщика налоговых недоимок и пеней с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлении было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при установлении всех элементов состава гражданского правонарушения, при том что сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может рассматриваться судом как безусловно подтверждающий их виновность в причинении имущественного вреда.

Данная правовая позиция,  представляется небесспорной и порождает ряд дискуссионных  положений.


Просмотров: 92

Налоговые новшестваВ скором времени Налоговый кодекс РФ пополнится пятью новыми "неналоговыми" платежами:

- экологическим налогом,

- сбором за пользование автодорогами,

- утилизационным сбором,

- гостиничным сбором,

- налогом на операторов сети связи общего пользования.

Экологический налог вводится вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками налога будут являться организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей хозяйственной деятельности, при этом состоять на учете они будут в том налоговом органе, который контролирует территорию, на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.


Как не потерять на «внутригрупповых услугах»Зачастую, в группе компаний одна из организаций выступает центром затрат. Она несет расходы, которые впоследствии перераспределяются на другие компании, входящие в группу.

В одном из дел суд установил, что иностранный контрагент оказал зависимой российской компании консультационные услуги. Налоговики усомнились в реальности сделок. Они указали, что первинка не подтверждает факт оказания услуг в заявленном размере. Деловая цель отсутствует.

Компания отметила, что рост стоимости услуг обусловлен перераспределением расходов контрагента на российских участников. Расходы перераспределяются пропорционально выручке, которую корпорация получает на российском рынке. Это соответствует принципам ОЭСР о трансфертном ценообразовании.

Однако суд поддержал доначисления. Стоимость консультационных услуг увеличилась в 25 раз. Компания не подтвердила документально объем и состав оказанных услуг. Расходы необоснованны (постановление ФАС Московского округа от 25.03.2013 № А40-62131/12-91- 355, оставлено в силе определением ВАС от 15.07.2013 № ВАС-7048/13).


Вывод средств с заблокированного счета: риск ответственностиВ настоящее время хозяйствующие субъекты могут столкнуться  с ситуацией, когда расчетные счета заблокированы в результате выставления требований на списание денежных средств контролирующими фискальными органами.

В то же время существует необходимость осуществления текущих расчетов, погашения кредиторской задолженности, приобретения ТМЦ и прочее, с целью сохранения жизнеспособности предприятия (ИП), получения им прибыли от предпринимательской деятельности, выплаты заработной платы, сохранения рабочих мест. В таких условиях зачастую учредители и руководители хозяйствующих субъектов решают вышеперечисленные насущные задачи осознано, порой, и не осознавая тех рисков, которые могут повлечь их действия. Для примера рассмотрим ряд ситуаций:


Есть вопросы - обращайтесь +7 (3812) 40-85-94
Налоговые споры, Досудебное урегулирование налоговых споров, Составление возражений, Обжалование решений налоговых органов, Судебное представительство по налоговым спорам, Консультации по налогообложению