Досудебное урегулирование налоговых споров Юридические консультации в Омске Составление возражений Досудебное урегулирование споров Заполнение налоговых деклараций Подготовка договоров
Защита российского бизнеса и граждан от незаконных действий налоговых органов

Антипина Наталия Борисовна

Заместитель директора
Шарапов Виталий Иванович

Налоговый консультант
Пестун Егор Георгиевич

Налоговый юрист

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. Специализация в области урегулирования налоговых споров;

3. Безупречная деловая репутация;

4. Качественное оказание услуг;

5. Представление интересов налогоплательщиков в любых городах России
Просмотров: 3

Налоговые новшестваВ скором времени Налоговый кодекс РФ пополнится пятью новыми "неналоговыми" платежами:

- экологическим налогом,

- сбором за пользование автодорогами,

- утилизационным сбором,

- гостиничным сбором,

- налогом на операторов сети связи общего пользования.

Экологический налог вводится вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщиками налога будут являться организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в процессе своей хозяйственной деятельности, при этом состоять на учете они будут в том налоговом органе, который контролирует территорию, на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.


Как не потерять на «внутригрупповых услугах»Зачастую, в группе компаний одна из организаций выступает центром затрат. Она несет расходы, которые впоследствии перераспределяются на другие компании, входящие в группу.

В одном из дел суд установил, что иностранный контрагент оказал зависимой российской компании консультационные услуги. Налоговики усомнились в реальности сделок. Они указали, что первинка не подтверждает факт оказания услуг в заявленном размере. Деловая цель отсутствует.

Компания отметила, что рост стоимости услуг обусловлен перераспределением расходов контрагента на российских участников. Расходы перераспределяются пропорционально выручке, которую корпорация получает на российском рынке. Это соответствует принципам ОЭСР о трансфертном ценообразовании.

Однако суд поддержал доначисления. Стоимость консультационных услуг увеличилась в 25 раз. Компания не подтвердила документально объем и состав оказанных услуг. Расходы необоснованны (постановление ФАС Московского округа от 25.03.2013 № А40-62131/12-91- 355, оставлено в силе определением ВАС от 15.07.2013 № ВАС-7048/13).


Вывод средств с заблокированного счета: риск ответственностиВ настоящее время хозяйствующие субъекты могут столкнуться  с ситуацией, когда расчетные счета заблокированы в результате выставления требований на списание денежных средств контролирующими фискальными органами.

В то же время существует необходимость осуществления текущих расчетов, погашения кредиторской задолженности, приобретения ТМЦ и прочее, с целью сохранения жизнеспособности предприятия (ИП), получения им прибыли от предпринимательской деятельности, выплаты заработной платы, сохранения рабочих мест. В таких условиях зачастую учредители и руководители хозяйствующих субъектов решают вышеперечисленные насущные задачи осознано, порой, и не осознавая тех рисков, которые могут повлечь их действия. Для примера рассмотрим ряд ситуаций:


Вертикальный контрольПри введении в налоговый кодекс ст.54.1 НК РФ, одним из пожеланий законодателя было осуществление единого мониторинга практики применения ее положений. В связи с этим ФНС России был разработан алгоритм действий налоговых органов по контролю за решениями по ст. 54.1 НК РФ, вынесенными налоговыми органами на местах.

В чем заключается этот алгоритм? Сначала все решения, которые принимаются территориальными инспекциями и в которых фигурирует ст. 54.1 НК РФ, обязательно передаются на рассмотрение в региональное управление. Если региональное управление считает недостаточным объем собранных доказательств, дело отправляется обратно в инспекцию на доработку. Если региональное управление согласно с инспекцией и считает объем доказательств достаточным, материалы передаются в ФНС России. В центральном аппарате собранные материалы снова проходят проверку. И только в том случае, если ФНС России подтверждает правильность и достаточность собранных доказательств, материалам дается ход.

Таким образом, ни один территориальный налоговый орган не может вынести решение по ст. 54.1 НК РФ, не проведя оценку собранных доказательств через центральный аппарат ФНС России. Соответственно, если компания получила такое решение, у нее практически нет шансов рассчитывать на отмену этого решения в вышестоящей инстанции.

По мнению налоговой службы, несмотря на то, что такой порядок фактически несколько ущемляет процедуру досудебного урегулирования, он позволяет налоговым органам повысить качество контроля и значительно снизить вероятность проигрыша спора в суде.


Принципы налогового контроля при применении статьи 54.1 НК РФКакими принципами руководствуются налоговики при проведении мероприятий налогового контроля? Так, в п.1 статьи 54.1 НК РФ говорится об умышленном внесении налогоплательщиком заведомо ложных сведений в отчетность и учет. Соответственно, налоговики должны доказать сам факт искажения (в чем именно нанесен ущерб бюджету) и наличие на это умысла (знания налогоплательщика о том, что его действия приведут к неуплате налога). Действиями, свидетельствующими о наличии умысла, могут быть: сокрытие объектов налогообложения, занижение выручки, дробление бизнеса и т.д.

В ходе контрольных мероприятий налоговики рассматривают не только прямое взаимодействие налогоплательщика с его контрагентом, например, по приобретению у него товара, но и всю цепочку взаимосвязанных операций, связанных с поступлением данного товара. При рассмотрении цепочки налоговикам нужно выяснить, в чем заключается суть нарушения (злоупотребления правом). Если нарушение совершено не самим налогоплательщиком, налоговики должны определить, была ли создана цепочка с целью уклонения данного налогоплательщика от исполнения налоговых обязательств. При этом во главу угла ставится взаимозависимость и подконтрольность всех участников цепочки налогоплательщику. Сделку налогоплательщика с контрагентом налоговики проверяют на предмет ее мнимости (притворности). То есть они выясняют, была ли сама операция между ними или нет. Причем доказывание должно происходить не только по проверяемой компании, но и по контрагенту. В последнем случае контролеры собирают доказательства, что контрагент в отношении проверяемого лица никаких действий не осуществлял.


С банками станет работать легчеОбслуживая клиентов, банки иногда злоупотребляют своими правами. Они необоснованно заставляют раскрыть источники средств или доказать законность операции, как сообщил Центральный банк РФ, также он добавил, что не надо выдвигать такие требования, если нет рисков легализации. В частности, при расчетах на незначительные суммы или когда операции не носят систематический (регулярный) характер.

ЦБ РФ не уточнил, какие суммы признают значительными, а операции систематическими. Это зависит от масштабов деятельности компании, вида операции и пр. Но письмо, вероятно, заставит банки реже запрашивать документы, блокировать операции, отказывать в обслуживании и пр.

Вдобавок Центральный банк РФ напомнил: банки обязаны работать «в соответствии со своими правилами внутреннего контроля». Получив отказ, фирма вправе уточнить, на какой именно норме из внутренних правил основаны действия банка. Если не подтверждено соблюдение этих правил, то проще доказать неправомерность ограничений для клиентов. Пример: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2019г. №А45-7202/2018.


Доступ к бухгалтерской отчетности «контрагентов» с 2020 годаС 01.01.2020 года будет возможно получить официальную информацию из «Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности». Цена вопроса = 200 тыс. руб. / за год абонентского обслуживания одного рабочего места.

Доступ дадут тому, кто подаст запрос в бумажном виде в ФНС России или в электронном виде посредством сайтов ФНС России или ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Потом необходимо оплатить счет. Реквизиты для оплаты разместят на сайте ФНС России.

Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк будут получать информацию из ресурса бесплатно.

Такие планы содержит проект Постановления Правительства РФ «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», предусмотренном статьей 18 Федерального закона РФ « О бухгалтерском учете».


«Переплата» по налогу не спасет от взысканияВ качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Благодаря «заявительному» порядку, организация возместила НДС еще до окончания камеральной налоговой проверки. Потом выяснилось,  то возмещение необоснованно. Инспекция потребовала вернуть налог, а кроме этого, заставила налогоплательщика перечислить компенсацию, исчисляемою по удвоенной ставке Центрального банка РФ. Сейчас это 15,5 % годовых.

На день возмещения НДС у данной фирмы была налоговая переплата. Она освобождает от взыскания процентов, так указала организация в жалобе, поданной в ФНС России.

В налоговой службе с данным доводом не согласились, так как проценты взимают на основании пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ, а там сказано лишь о расчете процентов от суммы излишне возмещенного налога и не предусмотрено уменьшение данной суммы на налоговые переплаты.


Введение «оперативного контроля» в НК РФС 1 января 2020 года, такой вид деятельности, как «оперативный контроль» планируют включить в систему налогового контроля в рамках Налогового кодекса РФ. Это следует из проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ. Сам текст еще находится в разработке.

В интернете поднялась паника. Решили , что теперь оперативники будут и в рядах налоговиков. Это не так Инициативу Минфина объясняет приказ ФНС России в Письме от 15.03.2016г.  № ММВ-7-20 «Об утверждении Положения об Управлении оперативного контроля  Федеральной налоговой службы».

Из него следует, что данное подразделение уже создано, но главное направление его деятельности , это проверка применения контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки налогоплательщиками. Проверки будут проводить сами сотрудники налоговой службы.


НДФЛ для налоговых «нерезидентов» Российской ФедерацииО том, должны ли налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента Российской Федерации или нет, в Налоговом кодексе РФ не содержится детальных разъяснений (Письмо ФНС России от 13.03.2008г. №04-1-01/0911), а также в кодексе не говорится и о том, в каком порядке это следует делать (Письмо ФНС России от 23.09.2008г. №3-5-03/529@).

А это очень существенный вопрос, в том числе и для бухгалтера организации. Ведь организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с большинства доходов, которые она выплачивает своим работникам (п.п. 1, 4 статьи 226 НК РФ). Причем налогообложение доходов работников - налоговых резидентов РФ отличается от налогообложения доходов работников, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).

Следовательно, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально подтвердить налоговый статус физического лица.


Налоговой службе советуют реже банкротить бизнесФНС России вправе возбуждать дела о банкротстве. Но это право нельзя приравнять к обязанности начинать дело в любом законодательно прописанном случае. Так сообщил Конституционный суд РФ. Суд указал: «банкротство может быть неоправданно, если у предприятия нет средств для погашения долга и для покрытия расходов по делу о банкротстве».      

Налоговой службе советуют лучше применить пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ. Он позволяет исключить из госреестра фактически недействующих юридических лиц, которые 12 месяцев подряд не сдают отчетность и не ведут операций по расчетному счету. Ликвидация по статье 64.2 ГК РФ выгодна организациям и их руководителям хотя бы тем, что не придется оплачивать работу конкурсного управляющего и прочие издержки, связанные с банкротством.


Возможность следить за товаром от таможни до покупателяНалоговики объединили программное обеспечение с таможенниками. Это нужно для эксперимента по документальной  прослеживаемости  товаров. Его планировали запустить с 1 апреля 2019г. по поручению Министра финансов РФ - Антона Силуанова. Эксперимент будет действовать до конца 2019 года.

Для этого объединили программное обеспечение таможенников и налоговиков для передачи необходимых сведений  в автоматическом режиме.    

Прослеживать пока будут только 15 товарной номенклатуры. Среди них холодильники, стиральные машины, тяжелая строительная техника, электроника и детские коляски. Отслеживать товар будут от выпуска с таможни до того, как его пробьют в кассе торговых предприятий. Это позволит налоговикам видеть изменения цены и количество посредников при его продаже.

Участие в эксперименте пока добровольное. Он регламентирован проставлением Правительства. Со следующего года система заработает в полную силу   и станет обязательством для всех.

В ФНС России сообщили, что покупатели такого товара должны будут подать уведомление о товарных остатках. Если впоследствии они продадут товара больше, чем у них числилось на складе, то к налогоплательщику возникнут вопросы. Скорее всего, они приведут к тому, что налоговики снимут расходы и НДС, заявленные в отношении таких неучтенных излишков.


Идеи для новых налоговых сервисовФНС России сотрудничает со многими вузами страны, где показывает выпускникам принципы работы компьютерного программного комплекса АИС «Налог-3». А также предлагает сделать карьеру в налоговых органах за пять-шесть лет.

Для разработки быстрой адаптации новых сотрудников налоговой службы, разработана и уже запущена энциклопедия налогового контроля. Она позволяет инспектору ориентироваться в самых непростых ситуациях, в том числе на выездной проверке.

Ускорением информатизации налогового администрирования, ФНС России обязана внутреннему конкурсу, который она устроила для своих служащих. Подано более 1000 заявок (проектов по автоматизации процессов налогового администрирования). Главный приз-работа в Центральном аппарате ФНС России.

Фаворитами первого года конкурса стали проекты по наполняемости информации личных кабинетов компаний и граждан, мобильные приложения для самозанятых граждан, бонусы добросовестным налогоплательщикам. То есть все, что уже реализовано или находится на этапе реализации.


Налог возьмут в момент транзакцииВ настоящее время ФНС России создает «виртуальную транзакционную среду». У налоговой службы появится возможность идентифицировать каждую из сторон сделки купли-продажи товара в режиме он-лайн. Исчислять и удерживать налоги в момент транзакций в автоматическом режиме. Подавать декларации в этом случае будет не нужно.

Чтобы провести платеж, участники должны будут зарегистрироваться онлайн. Зайти в транзакционную среду можно через мобильное приложение или другие цифровые инструменты. Как, например, в случае с приложением для самозанятых граждан. Об этом заявил Руководитель ФНС России - Михаил Мишустин на «Форуме по налоговому администрированию ОЭСР» проходившей в Чили.

На Форуме решили разработать проект глобальной стратегии цифрового развития налоговых органов до 2030 года. ФНС России выступает куратором этого проекта и начала сбор лучших практик иностранных коллег. Это нужно для разработки единого международного стандарта цифровой идентификации и аутентификации налогоплательщиков и разработки практического руководства.


Новые подходы к старым проблемам: применение статьи 54.1 НК РФСтатья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) вступила в силу 19.08.2017г. (Федеральный закон от 18.07.2017г. №163-ФЗ). В настоящее  время говорить о какой либо серьезной практике по вопросу применения  ст. 54.1 НК РФ пока не приходится. Она находится в стадии формирования.

В 2018 году судьи рассмотрели ряд споров, в которых налоговики предъявили  претензии, основанные непосредственно на положениях статьи 54.1. НК РФ (Постановления Пятнадцатого ААС от 20.10.2018г. №А32-16237/2018, от 23.10.2018г. №А32-16243/2018,  19.10.2018г. №А32-16300/2018).

Как показывает практика, в  новых спорах налоговики применяют старые доводы, основанные на положениях постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53.

Традиционно,  претензии налоговиков можно сгруппировать в следующие блоки:


Есть вопросы - обращайтесь +7 (3812) 40-85-94
Налоговые споры, Досудебное урегулирование налоговых споров, Составление возражений, Обжалование решений налоговых органов, Судебное представительство по налоговым спорам, Консультации по налогообложению