Досудебное урегулирование налоговых споров Юридические консультации в Омске Составление возражений Досудебное урегулирование споров Заполнение налоговых деклараций Подготовка договоров
Защита российского бизнеса и граждан от незаконных действий налоговых органов

1. Индивидуальный подход к каждому клиенту;

2. Специализация в области урегулирования налоговых споров;

3. Безупречная деловая репутация;

4. Качественное оказание услуг;

5. Представление интересов налогоплательщиков в любых городах России

Проявление должной осмотрительности

Просмотров: 1 463
Проявление должной осмотрительностиОдним из основных факторов при рассмотрении спорных ситуаций, связанных с отказом со стороны налогового органа в предоставлении налогоплательщику вычетов по НДС, а так же уменьшении расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль является довод проверяющих о не проявлении налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагента, с которым в последующем заключается та или иная сделка. Безусловно, проверять контрагента на его благонадежность нужно всегда, но у каждой организации существуют свои способы проверки деловых партнеров. В основном такая проверка со стороны организации, заключается в истребовании учредительных документов контрагента или в получении устных рекомендаций иных лиц, в том случае, когда контрагент имеет определенную деловую репутацию и опыт работы.
Однако, как показывает практика, мнение налогоплательщиков относительно способов проявления должной степени осмотрительности значительно отличается от мнения налоговых органов по указанному вопросу.  В практике деятельности, как известно, встречаются контрагенты, у которых опыт работы в определенных сферах деятельности незначителен, в частности ввиду того, что организация является вновь образованной и попросту не успела зарекомендовать себя на рынке услуг. Именно такие контрагенты зачастую попадают в критерии риска по признаку неблагонадежности при проверке налоговиками финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Каким же образом доказать, что налогоплательщиком предприняты меры по проверке благонадежности, платежеспособности и деловой репутации контрагента, и что означает должная осмотрительность в понимании налоговых органов?
Проявление должной осмотрительности перед началом делового сотрудничества – это понятие, которое появилось в практике ВАС РФ. 12 октября 2006 года Пленум ВАС РФ принял Постановление № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
В случае выявления у контрагента налогоплательщика признаков недобросовестности, проверяющие обязательно выяснят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе данного контрагента. 
Судебно-арбитражная практика ясно дает понять, что в случае пренебрежения установленными Минфином России требованиями у налогоплательщика возникают риски предъявления претензий  налоговыми органами в отношении получения необоснованной налоговой выгоды. При этом в случае оспаривания данного решения в судебном порядке велика вероятность того, что суд примет сторону контролирующего органа (определение Верховного Суда РФ от 22.01.2016 № 307-КГ15-18124 по делу № А21-9443/2014).
В целях минимизации налоговых рисков налогоплательщику целесообразно собирать документы в соответствии с требованиями ФНС и Минфина России. Исходя из сложившейся судебной практики и содержания писем контролирующих органов налогоплательщикам, можно рекомендовать следующий алгоритм действий для подтверждения должной осмотрительности (должная осмотрительность должна быть проявлена до заключения  договора): 
1. Необходимо иметь заверенные контрагентом копии его учредительных и регистрационных документов:
·         устав;
·         свидетельство о государственной регистрации;
·         свидетельство о постановке на налоговый учет;
·         документ о назначении руководителя;
·         выписку из ЕГРЮЛ.
2.  Если первичные документы подписаны не руководителем организации, нужно иметь письменное подтверждение полномочий лиц, ставивших свои подписи.
3.  Если вы взаимодействуете с представителем контрагента, не являющимся руководителем данной компании, у него должна быть доверенность, подписанная уполномоченным лицом. В случае, если вы общаетесь с помощью средств связи (например, используете средства видео-конференц связи), можно попросить показать представителя контрагента необходимые документы в объектив камеры и зафиксировать данные, содержащиеся в них, сделав скриншот.
4.    В свете недавнего письма ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», необходимо учитывать так же, что налогоплательщику при обосновании позиции о проявлении должной степени осмотрительности, нужно быть готовым предоставить сведения на такие вопросы налогового органа, как: 
- отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
- каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность;
- каким образом оценивалась деловая репутация, платежеспособность контрагента и риск неисполнения обязательств;
- каким образом проверялось наличие у контрагента соответствующего опыта, необходимых производственных мощностей, технологического оборудования и условий для достижения результата финансово-хозяйственной деятельности;
Так же налоговым органом, налогоплательщику может быть предложено предоставить сведения и документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов; об источнике информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых контрагентом работах); о результатах мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг); документально оформленное обоснование выбора контрагента, деловая переписка.
Следует учитывать, что в указанном письме ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам обращать внимание на отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика (подрядчика) и руководства, компании покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок (выполнения работ, оказания услуг), а так же при подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании – контрагента, копий документа, удостоверяющего личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а так же о местонахождении складских, производственных помещений и торговых площадей; отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте.
5.  Нужно распечатать ответы на запросы, направленные через официальный сайт ФНС России (www.nalog.ru), по поводу того, что:
- контрагент не находится по адресу массовой регистрации;
- в состав органов контрагента не входят дисквалифицированные лица;
- контрагент не находится в процедуре реорганизации или ликвидации.
Значительно повышают шансы на успешное доказывание проявления должной осмотрительности в случае возникновения спора) следующие действия:
-  желательно убедиться в том, что контрагент не входит в состав лиц, связь с которыми через юридический адрес, по данным ФНС России, отсутствует (письмо ЦБ РФ от 28.02.2013 № 32-Т).
-  иметь копии паспортов руководителя или лиц, подписывающих первичные документы.
-  составить акт выезда по юридическому адресу контрагента, который должен быть подписан как минимум двумя сотрудниками компании.
-  получить от контрагента ответ на запрос о привлечении (отказе в привлечении) этой компании или ее руководителя к налоговой ответственности.
-  запросить копию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности контрагента за прошлый отчетный год (при наличии таковой).
-  по возможности сделать запрос в ФНС России об исполнении контрагентом своих обязательств по уплате налогов (основание: письмо Минфина от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10).
В случае соблюдения указанных рекомендаций риски признания налоговой выгоды необоснованной сокращаются, но не исчезают полностью. 
 

Ключевые слова к статье:
Template not found: /templates/urist/addcomments.tpl
Есть вопросы - обращайтесь +7 904 320 6376
Налоговые споры, Досудебное урегулирование налоговых споров, Составление возражений, Обжалование решений налоговых органов, Судебное представительство по налоговым спорам, Консультации по налогообложению